Путь Знания Любви и Силы

Форум 
Почта 
Поиск по сайту 
 

Поиск по сайту:

ТРО. Полный вариант

Карта сайта

Президент-основатель, научный руководитель
Центра и Системы «Развитие Человека»,
Академик РАЕН, МДА, докт. философских наук, профессор
М.Ю. Миание

 

Новая единая теория развития общества, ее идеология.

Предложения по разработке и реализации

 

Существует минимум две глобальные причины, которые делают разработку такой теории крайне необходимой. 1. Теоретическаязнать, возможен ли более совершенный идеальный вариант социального устройства, и если «Да», то как он выглядит и каковы ступени развития общества, следующие за демократией. 2. Практическая – каков действенный инструмент реформирования всех сфер жизни общества и решения стоящих перед ним проблем, особенно в странах СНГ, где отсутствуют объединяющие идеи, разрушены многие идеалы, ценности и т.д.

Это важно для науки, любого нормального человека, особо же для политических сил и социально активной части общества. Об отсутствии на данный момент единой теории, о значении и необходимости создания новой теории развития общества также говорилось в Обращении российских ученых к международному научному сообществу (Москва, «Рождественские чтения» 2004 г.).

Данная теория создана на основе «Практической философии» (основные законы развития, качественные переходы, др.) и системе знаний о Человеке, также разработанных автором. Ниже представлены: 1. Основные типы проблем общества, роль в их решении представляемой теории и соответствующей ей идеологии. 2. Ключевые положения по данной теории и идеологии (как уже разработанные в Системе Миание М.Ю., так и требующие дальнейшей разработки). 3. Основные из возможных направлений практической реализации данной теории (от создания условий, до программы реформирования общества).

 
1. Анализ состояния. Основные проблемы

Экономические и социальные проблемы общества очевидны, во многом они определяются действующей организацией власти и состоянием, качеством ее элиты. Гораздо менее очевидно, что первопричиной происходящего является отсутствие объединяющей идеи, ясной, принятой людьми модели общества, которое мы строим (конфликты, сложности в принятии решений, т.д. – следствие противоречивости используемых подходов и ценностей).

На постсоветском пространстве ни одна из основных идеологий не имеет доминирующего влияния и не воодушевляет людей в достаточной степени: коммунистическая идея уходит в прошлое, но созданные ею ценности (любовь к родине, интернационализм, как ни странно духовность, др.) не могут быть адекватно заменены буржуазно-демократической идеологией, с ее экономической свободой и чаще расчетливыми взаимоотношениями. Поэтому, для получения поддержки общества, пробуждения творческого созидательного потенциала граждан, для возможности глубоких, качественных и достаточно быстрых преобразований всех сфер нашей жизни, крайне необходимо в ближайшее время создание теории, идеологии, способных объединить общество, указать ясную, достойную перспективу и понятные пути ее достижения.

Экономические проблемы – превеликое множество. Очевидно, что попытки их решения чисто экономическими методами, без учета «человеческого фактора», чаще всего не дают желаемых результатов. Наибольших же успехов в любом деле можно достичь при выполнении следующих условий:

1. Наличие четкой, воодушевляющей идеи общества, которое мы строим, и понятной программы ее реализации. Чтобы каждый человек знал, какова общая цель, когда какие вопросы будут решены, ради чего стоит терпеть, творить, сражаться, а не злиться, мстить и обвинять власть.

2. Готовность кадров на всех уровнях к созидательному труду, их мотивация (должна быть максимально возможной), личные качества (честность, надежность, воля, дисциплина, др.) и профессионализм. Все это определяет адекватность принимаемых решений на государственном и региональном уровне, чистоту деятельности фирм и предприятий, способность человека воспользоваться предоставленной экономической свободой и открыть свой бизнес, качество труда, др. Таким образом, стабильный, долговременный экономический взлет без выполнения данных условий (на основе введения эффективной идеологии, теории, определяющей четкие правила игры, соответствующей им системы воспитания, т.д.) невозможен.


Социальные проблемы
– преступность, наркомания, низкий уровень культуры, т.д., которые в свою очередь ухудшают здоровье нации, эффективность экономики и труда, др. В своей основе имеют примерно те же первопричины, что и проблемы экономические – отсутствие объединяющих общество идей, целей, идеалов, четких нравственных норм и стандартов, подтверждаемых и усиленных действием социальных законов, традиций и других механизмов воздействия на человека. (Если не понятно, как и ради чего стоит жить, а то, что есть душа не принимает, то жизненная энергия может быть направлена в любое примитивное или извращенное русло).

Поэтому вопросы воспитания патриота своей страны, сильной, социально активной личности – должны стоять в первом ряду приоритетов общества (государства). И одно из значимых направлений этой деятельности – максимальное стимулирование всех позитивных (данное понятие необходимо определить) духовных, этических и т.д. организаций, влияющих на формирование человека (его личные качества, интеллектуальные способности, здоровье, социальную самореализацию, т.д.). Те из них, которые дают наилучший результат – целесообразно считать, что ближе всего и подошли к Истине.


Проблемы элиты
– во многих случаях ее моральная и профессиональная неготовность достойно решать стоящие перед ней задачи, клановость, противоречия и конфликты, разобщенность позитивных, созидательных сил, т.д. В любом случае основная ответственность за происходящее в обществе лежит именно на ней, на тех людях, которые правят и на кого равняются другие.

По представителям власти ситуация усугубляется следующим: 1. Негативными, часто оправданными, стереотипами («Политика – грязное дело», «Все берут взятки», т.д.). 2. Зависимостью карьеры не от конечного результата своего труда, а от личных отношений, т.п. 3. Неадекватно низким официальным вознаграждением, что ведет к взяточничеству (усиливается безответственностью перед законом) и оттоку умных, неприемлющих нечистую игру, кадров.

Поэтому также приоритетной задачей государства должно быть формирование элиты (политической, др.): ее воспитание и профессиональная подготовка, высокоэффективные правила игры (входят только лучшие, сотрудничество, оценки по конечному результату, др.), изменение общественного мнения (уважение, притяжение достойных, т.д.), легальное, соответствующее значимости труда, вознаграждение.


Варианты развития общества, в том числе решающие эти проблемы, следующие.

1. Естественный – движение вперед идет в силу разных причин методом перебора различных вариантов и отказа от неоправдавших себя (наиболее слабый, потребует сотни лет для выхода на уровень высокоразвитых стран, если не приведет к развалу).

2. Цивилизованный – по программе реформирования всех сфер общества на основе опыта других стран (средний вариант, гарантирует отставание на десятки лет, так как смотрит в прошлое, а не в будущее).

3. Опережающий – на основе единой идеологии и теории развития общества, где первейшими вопросами становятся: ясная модель будущего, справедливые правила игры, максимальная мотивация и качество подготовки кадров, дает наивысший результат (выход на требуемый уровень через 15-20 лет), так как использует новые, лучшие решения и максимально полно задействует потенциал каждого человека, при этом не требует значимых материальных затрат. Разумеется, последний вариант наиболее привлекателен, но предполагает соответствующие фундаментальные исследования и политический выбор элиты.


Требования
, которые должны быть предъявлены к такой теории и идеологии, могут выглядеть следующим образом.

1. Максимальная практичность – прежде всего, способность прогнозировать будущее общества, ступени его развития, следующие за демократией (основа постановки цели, разработка программ, т.д.).

2. Полнота, целостность, научная строгость всех представляемых положений – наиболее сильное философское обоснование, полная позитивная система ценностей, более глубокое представление о человеке, его потенциале и методах его раскрытия, систематизация личных качеств, т.д., определение наиболее эффективных методов организации произвольных систем и управления ими, включая партии, властные и другие государственные структуры.

3. Направленность – на сотрудничество, на объединение всех разумных позитивных сил (необходима соответствующая теория объединения на основе учета интересов, заслуг, т.д. каждого участника, определение их места в общей системе и получения максимально возможного выигрыша) вместо конфронтации, при этом противник должен быть общим: бездуховность, преступность, бедность, болезни, т.д.

 

2. Основы новой идеологии и теории развития общества

Развитие науки показывает, что в конечном итоге вместо множества конкурирующих теорий появляется единая, общая, наиболее сильная и эффективная теория, объединяющая часто противоположные представления в Целое. Это же справедливо для развития знаний об обществе, духовной жизни человека, тайнах работы его сознания, т.д.

Появление единой теории развития общества и человека т.о. неизбежно и необходимо, только при их наличии и наилучшей реализации возможно достижение наивысших результатов, прекращение вражды, объединение на общих, высоких и взаимовыгодных принципах. Ниже, с минимальными комментариями перечислены уже разработанные положения по философии и развитию человека (подробнее в работах автора: «Законы Творца», «Философия Космоса», «Сознание человека», др., и соответствующих программ обучения) и ключевые положения по теории развития общества, которые собственно и предлагаются для их дальнейшей разработки. Данные идеи будут завершены в любом случае и со временем займут свое место в науке и обществе, но целенаправленное усиление этого направления даст возможность многократно ускорить процесс.


Основы философии. Особенности:

1. Практичность – знания (должны воодушевлять, раскрывать человека, показывать мир как уникальную возможность, т.д.), постановка целей (смысл жизни – без этого философия, по большому счету, мертва) и способы их достижения (задачи жизни), позитивная система ценностей, др.

2. Полнота (ответы на все ключевые вопросы – происхождение человека и миров, душа, сознание, судьба, высшие силы, Истина, общая структура знаний, др.), непротиворечивость (парадоксов, непознаваемого, вопросов без ответов – нет), научная строгость обоснования и соответствие многих положений основным ценностным постулатам религиозных, духовных и эзотерических учений (при этом большая часть представленной информации , примерно 2/3, отсутствует в других источниках в законченном виде).

3. Проверяемость большей части положений с помощью соответствующих методик (история, логика, внутренний опыт, результаты применения философии в жизни, физический эксперимент, др.).

В «Практической философии» все эти требования выполнены, в том числе на основе более глубоких, детальных представлений о человеке, окружающем мире, движущих силах, т.д. (Одна из изначальных задач системы – разработка знаний с учетом тех требований, которые будут предъявляться к ним в будущем).

Развитие Человека. Для будущего, более совершенного общества, разумеется, необходим гораздо более совершенный человек, поэтому знания о человеке и методах его изменения – одна из важнейших составляющих данной Системы.

1. Теория – детально проработаны: механизмы работы сознания (на информационном и энергетическом уровне, связь с мозгом и телом, др., то, к чему наука только подходит), тонких тел, способностей, т.д.; классификация людей по уровням развития (убеждениям, ценностям, способностям, реализации в обществе др. – качественные этапы, делят все на доступное и недоступное для понимания и использования человеком), позитивности (реализуемые ценности и методы – одна из основ конфликтов), др.; техники самоизменения (медитация, самовнушение, работа с информацией, др. – их усовершенствование для достижения максимального эффекта).

2. Практика – на данный момент разработаны две 7-летние (5-8 лет) программы развития человека (сверхзадача – непрерывное развитие, 30 и более лет), направленные на комплексное изменение всех его основных составляющих (духовные и интеллектуальные способности, здоровье, постановка целей, управление судьбой, т.д.), ориентированы на руководителей, предпринимателей и специалистов (далее – расширение на другие виды аудитории), реализуются Центром «Развитие Человека» (подготовка кадров Системы, 2й этап) и Тематическими курсами (новые авторские дисциплины по философии, психологии и др., аналог высшего образования, 1й этап), работающими при нем, г. Харьков и филиалы, Украина, дают ожидаемые результаты.

 
Основы теории развития общества.
Прежде всего вводим базовую модель, в которой определяем все основные составляющие интересующего нас объекта и взаимосвязи между ними. Марксистская теория – одна из наиболее великих, однако ее модель (базис и надстройка) – далеко не самая эффективная. Поэтому вводим принципиально новую модель, состоящую из 4-х основных элементов: Знания – Человек – Взаимодействия – Результаты. Она соответствует общей модели произвольной энерго-информационной системы (программы – объекты – связи – результат).

Знания – доминирующее мировоззрение, формирует мышление человека, его убеждения, ценности, целевые установки, т.д. Человек – в силу своих убеждений и способностей выстраивает всю систему взаимодействий, взаимоотношений в обществе (законодательных, нравственных, этических, т.д.). Система взаимодействий – работа государства, фирм и организаций, отношение людей друг к другу, друзья, семья, т.д., определяют создаваемые обществом блага. Блага, результаты – уровень культуры, дороги и здравоохранение, доходы и возможности их использования, т.д., создают благоприятные или неблагоприятные, но не определяющие однозначно условия для развития Знаний, Человека и Взаимодействий.

Данная модель системна (информация – объекты – связи – плоды), наглядна, легко и удобно развивается, а также позволяет проследить реальные закономерности, первопричины изменений в обществе и гораздо более точно выставить приоритеты («Знания – первичны», «Они – источник всех благ», «Незнание – причина всех страданий», др.). Основное же, что она позволяет – это возможность: А. Задать вектор развития общества, (по всем указанным составляющим). В. Ввести на нем качественные переходы (уровни развития, так же по всем составляющим). С. Определить в конечном итоге уровни развития, следующие за демократией (знания, человек, взаимодействия и плоды будущего – к идеалу).


Уровни развития общества
– качественные этапы: усиление, усложнение, приближение к идеалу, вводятся, на основе анализа прошлого и позволяют моделировать будущее.

Уровень 1. Монархия. Знания – религия, дает основы духовности, начальные представления о мире и человеке, объединяет племена, поднимает человека на первый уровень развития (работа – благо, рост любви, уважения, меньше ненависти, т.д.). Первых верующих преследуют, наука и эзотерика существуют, но для узкого круга людей. Человек – определяющим трудом является физический, определяющим классом – ремесленники, крестьяне, именно создание условий для них, традиции и т.д., определяют процветание общества. Власть – единоличное правление.

Уровень 2. Демократия – появляется с выходом на большую сцену науки, знаний о материальном мире и его законах, позволяющих создавать сложные машины, предметы быта, т.д., что в свою очередь требует организацию сложных производств. Первых ученых, публично заявивших свою позицию, также преследуют. Определяющий класс – бизнесмены и предприниматели, именно способности организации производства (также торговли) и созданные для их расцвета условия определяют процветание общества. Власть – демократические выборы, предполагается, что на основе проявленных способностей и заслуг.

Уровень 3. Общество Духовного Возрождения. Знания – о духовном: духовных ценностях, высших законах (с возможностью их проверки) и внутреннем мире человека, путях достижения им силы, счастья, совершенства, о наиболее эффективных методах организации жизни, взаимодействия с людьми и окружающим миром (эзотерика, сейчас встречает противодействие религии и науки, реже – поддержку). Определяющий класс – политические и общественные лидеры всех уровней (социальная власть, правители), определяющие организацию всех сфер жизни общества (условия достижения людьми силы, счастья, совершенства). Методы ведения бизнеса – изучены и описаны уже давно, глобальный вопрос, стоящий сейчас перед обществом – какой должна быть власть, чтобы ее решения приносили максимальные блага. Власть – формирование элиты на основе принципов служения обществу, иерархии и чести (необходимы новые знания). Любое бесчестие, ложь – недопустимы. Принятие ключевых решений (кадры, планы, др.) – согласование, пропорциональное представительство (голоса) всех заинтересованных сил (вышестоящие, равные, нижестоящие, процедуры должны быть разработаны). Итог работы такого общества – решение всех стоящих перед ним духовных проблем и задач.

Уровень 4. Иерархия Света – соответствие социальных законов возможному идеалу, высшим законам, при которых все составляющие общества могут далее развиваться без изменения организации власти. Когда люди, по большому счету, решат все свои проблемы – тогда наконец они по настоящему начнут заботится об окружающем мире и сфера их влияния будет выходить далеко за пределы Земли.

Различение Добра и Зла (на данный момент в обществе эти вопросы не решены, что ведет к множеству противоречий и конфликтов) – классификация всех существующих ценностей по их соответствию идеалам Добра (Созидание, Любовь, Справедливость, др.) и Зла (Разрушение, Насилие, Страх, др.), при этом духовные законы могут быть рассмотрены как оптимальные методы реализации этих идеалов в жизни. Позволяет ввести второе направление развития общества – его очищение от Зла (темных целей и методов управления, войн, безграмотности, преступности, болезней, т.д. – познание и устранение порождающих их причин).

Различение также позволяет анализировать, вводить типы организации власти действующей и далекого прошлого по сочетанию используемых принципов и законов (их чистоте). При этом на 4-м уровне развития общества, Зло и его правление должны быть практически полностью устранены. Различение Добра и Зла, выбор позитивного пути развития, пути Света и борьбы со Злом – также могут и должны в будущем быть одной из основ объединения, сотрудничества всех религий, организаций, народов и людей, вместо межрегиональной, межнациональной и т.д. вражды.

 

3. Перспективы и предложения

Суть предложения – признание необходимости создания и целенаправленное развитие единой теории, способной предельно четко, логично описать модель (модели) будущего, гораздо более совершенного общества по всем его составляющим (основы мировоззрения, требования к человеку и всем видам взаимодействий, т.д.). Это позволит перейти к следующим шагам осознанного, целенаправленного преобразования общества:

1. Создание необходимых условий (получение широкого признания и поддержки теории, объединение вокруг нее соответствующих сил; информирование, профессиональная и личностная подготовка элиты и остальных слоев общества к требуемым преобразованиям).

2. При наличии достаточной поддержки и влияния, запуск самих процессов реформирования власти, силовых структур, экономики и всех остальных составляющих общества.

На данный момент, идеологическая ниша практически пуста (заполнена слабыми разрозненными фигурами), существующие ценности не имеют достаточного основания для воодушевления людей, очень многие умные, сильные люди истосковались по честным, высокоэффективным правилам игры. Поэтому, объединение вокруг новой идеологии и запускаемые ее процессы могут развиваться достаточно быстро и мощно.

Разработка идеологии, новой теории развития общества, получение их признания – первое условие перехода общества на новый уровень развития. Основные шаги.

1. Разработка собственно теории и идеологии (без учета ее подачи на социум) – до необходимого уровня детализации, так чтобы была создана возможность подключения к работе узких специалистов (юристов, др., доведение теории до законодательных предложений, т.д., без риска исказить суть). При создании для автора и Системы необходимых условий (рабочая группа, кафедра, т.п., материальное и информационное обеспечение, др.), этот шаг может быть пройдет от 1-3 до 5 и более лет (в зависимости от условий).

2. Адаптация теории и идеологии к интересам и особенностям различных социальных групп и организаций, для понимания предлагаемых преобразований общества и получения их максимально возможной поддержки.

3. Получение признания научного (как основной приоритет развития общества по всем возможным направлениям), социального (используя все необходимые средства социальной рекламы, издание соответствующих работ в доступном для широкой аудитории формате, т.д.) и поддержки общества.

Развитие Человека – достижение его соответствия требованиям общества следующего уровня (по всем составляющим: убеждения, духовная сила и чистота, интеллектуальные и другие способности, т.д.), второе условие перехода. Целесообразно начинать с наиболее социально активной и высокопрофессиональной части общества (руководители, специалисты, др.), обладающей значительным влиянием, затем подключать поэтапно все остальные слои населения.

Основные направления работы:

1. Создание единой системы оценок (кодекс чести, которому необходимо и хотелось бы соответствовать) личных качеств, потенциала (уровень, позитивность, предрасположенность, т.д.) человека, которые могли бы стать общепризнанным стандартом и служить одной из ясных основ для кадровых назначений, права на деятельность, анализа эффективности воспитания, работы каких-либо духовных школ, др. (чтоб было понятно, кто есть кто и на что имеет право рассчитывать).

2. Создание единой системы (может периодически меняться), классифицирующей все виды деятельности, должности по уровням сложности и их ценности для общества, что позволит ввести справедливую, эффективную, всем понятную систему вознаграждений (патология, когда профессор получает меньше сантехника, а ученый вынужден идти подрабатывать на базар), формировать престижность действительно важных для общества профессий, стимулировать приток, продвижение умных людей в требуемом направлении (востребованность развития для каждого, кто на что-то претендует).

3. Создание условий для работы соответствующий школ и организаций, которые ставят перед собой цели по развитию человека, их популяризация, проведение рейтинговых исследований, т.д., при этом не столь важно, на чем основано направление, сколь, какие результаты оно дает (ум, сила, чистота, т.д., «По плодам узнаете»).

Подготовка элиты – прежде всего политической, способной реформировать все сферы жизни общества, особая, приоритетная задача. Если в бизнесе допустимо движение на личном интересе, на получении прибыли, то в политике необходимо создание ситуации, при которой единым, общим, доминирующим мотивом реально будет – служение обществу, своей Родине. Это возможно, если в элиту входят только особенные люди, соответствующим образом воспитанные, подготовленные, своими делами и образом жизни, подтвердившие, что они достойны этого права.

Требования к элите: доминирование духовных ценностей над материальными (значимость, глубина взаимоотношений, право находиться в кругу достойных и выполнять ответственную работу, т.д.; основное наказание, которое невозможно компенсировать никакими деньгами – вывод их этого круга, позор), сила (быть неподкупным, неустрашимым, др.), необходимо тщательно проработать, чтобы для недостойных не было шанса проникнуть в элиту или удержаться в ней (единожды солгав – свободен). С другой стороны, должны быть созданы максимально притягательные для будущих, потенциальных кадров правила игры, гораздо более эффективны, чем ныне действующие: ясная кадровая политика (скажем, кто больше баллов набрал, тот и идет вверх, все честно, как в спорте), чистота правил, блокировка негатива, этика взаимоотношений, верность слову и другу, официально высокие и очень высокие доходы, престижность, уважение в обществе, т.д., что вполне реально и естественно при наличии соответствующих целей, теории и идеологии. Сама подготовка – должна начинаться с отбора и работы с основными действующими лицами, а в конечном итоге вестись со школьной скамьи. Усиливается традициями, пожизненными званиями, правилами, т.д.

Развитие систем – понимание (элитой, заинтересованными силами) как различные организации и структуры должны работать, как их оценивать, преобразовывать, куда и как вести дальше, развивать. Это последнее предварительное условие реформирования жизни общества.

Основные направления. 1. Введение четких, различных по уровням (направления роста, задачи, требующие решения) требований к системам, в зависимости от их целей, видов деятельности, формы собственности, т.д., для стимулирования их развития, оказания помощи, др. (усиление – присвоение организации официального статуса, включение всех сотрудников в эту игру).

2. Достижение максимальной чистоты кадров – создание необходимых для этого эффективных механизмов, включающих, в том числе, большие легальные возможности для самореализации, высокую степень ответственности всех должностных лиц и специалистов (лишение права на деятельность при нарушении, др.).

3. Оценка результатов деятельности организаций – одна из основ принятия решений, в бизнесе проще (по прибыли), гораздо сложнее в социальной и других сферах; в идеале – доводится до балльной системы (какой руководитель добился лучших результатов, набрал больше баллов, тот и идет вверх – ориентирует на результат, а не на оказание личных услуг).

4. Создание механизмов помощи в развитии систем – также должно быть высокоэффективно: экспертные оценки, тренинги, создание всех необходимых условий для нормальной работы и роста. Одна из проблем – закрытость, защита распределенного рынка, с другой стороны, незнание неохваченных, но востребованных обществом сфер деятельности, необходимы решения, когда с помощью государства или с его подачи, активно создаются новые фирмы, предприятия, т.д.

Развитие государства – собственно его реформирование, возможно при наличии теории (целостно, что, куда), силы, способной ее реализовать (элита, кадры), поддержка преобразований обществом (моральной и практической – готовность работать в новых условиях). Основа программы – проста и естественна.

Шаги. 1. Реформирование самой власти (голова, управление) – структуры, принимающей решения: чистота, профессионализм, ответственность, система назначений и выборов, четкая обратная связь, развитая независимая экспертная оценка работы, внутренний контроль, др. (должна реализовывать единую волю и уметь приходить к согласию), в соответствии с моделью 3-го уровня развития общества.

2. Реформирование всех силовых, судебных и других структур, обеспечивающих реализацию Закона и принятых решений (мускулы власти, механизмы исполнения и ответственности): сочетание безупречности в выполнении приказов и невозможности безнаказанного совершения каких-либо противоправных или бесчестных действий, во-многом определяет уважение к власти.

3. Реформирование всех экономических механизмов (деньги, ресурсы, энергия для власти и жизни общества): не просто не мешать, а максимально активизировать, стимулировать, при необходимости помогать бизнесу развиваться (создавать отношения в обществе, традиции, новые принципы сотрудничества и деятельности, т.д.), определяет возможности самореализации для большей части населения.

4. Реформирование всех остальных сфер жизни общества (образование, культура, здравоохранение, др.), использующих создаваемые ресурсы, и во-многом определяющих здоровье нации, ее моральный дух, культурный и духовный уровень, гордость за свою страну, готовность защищать ее и трудиться, т.д., в конечном итоге состояние счастья человека и силу, богатство страны.

 
© Центр «Развитие Человека» 1992-2017
Украина, г. Харьков, ул. Молочная 38, тел.: +38 (057) 768-01-82
E-mail: info@mianie-system.org


Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека АУМ - украинский портал ресурсов духовного,
 психического и физического развития человека Союз образовательных сайтов